Основной и, по мнению Гадаринцев, самой верной, является версия, которую мы сегодня изложим. Из поколенья в поколение у Гадаринцев передается рассказ о том, что село находилось в 4-5 км от нынешнего своего расположения. Подтверждает это даже название этой местности - Росдал щоб (Место села). Стены террас на этой местности построены в значительной мере из обработанных камней, а в стенах террас других садов таких камней мы не найдем. При строительстве дома, любой уважающий себя уздень вносил какие - то отличительные черты, а уж угловые камни нужно было обрабатывать в любом случае. При строительстве террас это считалось излишеством, если не нужно было для крепости стен. Даже при поверхностной обработке террас в местечке Росдал щоб мы находим предметы жизнедеятельности человека (битая черепица, мелкие куски железа, камушки со следами обработки для хозяйственных целей и т.д.). Напротив Росдал щоба находится местность под названием Ханзабазул лъараг!(Ханская низменность), а на ее территории местечко Хабзалазул гох!- кладбищенское нагорье, которое находилось под запретом для сельскохозяйственной обработки. С течением времени эти два понятия переплелись между собой, ведь каждое новое поколение, не проживавшее здесь, все меньше и меньше им интересовалось. Теперь название этой местности стало единым, но стало звучать по - разному. Одни говорят Ханзабазул лъараг! ( Ханская низменность) другие Хабзалазул лъараг! ( Кладбищенская низменность). Так одинаковое звучание двух слов стала причиной появления разных названий топонима одной местности. По рассказам старожилов между Росдал щобом и Ханской низменностью, среди деревьев и кустарников протекала речушка, которую можно было перепрыгнуть в два прыжка, бросив в середину большой камень. Теперь здесь находится большой каньон, сравнимый по ширине с Андийским Койсу. Вода здесь смыла всю землю до самых скал, и ее руслом теперь являются соединившиеся с южной и северной стороны скалы.
Старожилы рассказывают такую легенду об основании села, которую большинство жителей считают основной. В стародавние времена у хана (Хунзахского, а в давние времена это государство называлось Серир) родился сын. Через некоторое время он заболел и не мог нормально дышать и от этого другие, даже маленькие болезни у него протекали с сильными приступами. Сколько бы лекарей, колдунов и целителей не вызывал хан для его излечения сына ничего не получалось. Какие – то лекарства приносили ему временное облегчение, но не давало надежду на исцеление. В таком состоянии у него прошли детство и юность. Хан женил его на дочери одного из своих приближенных, а болезнь не отпускала его. Из далеких земель хан пригласил к себе очень опытного лекаря. Об этом человеке о н получил много лестных отзывов. «Хунзахцы, наряду с другими дагестанскими горцами, как подданные «царя леков», носившего титул ипаджадж уже во второй половине V в., то есть чуть более 1500 лет тому назад, находясь в составе иранской армии, вместе с грузинами и другими народами Закавказья побывали в юго-восточной части Причерноморья и участвовали в боях с византийцами.» Эти слова говорят нам о связях горцев с внешним миром. Целитель провел лечение и наблюдал молодого человека несколько месяцев. Видя, что лечение не дает результатов, лекарь, посоветовал хану изменить местожительство молодого человека. То есть в землях хана найти ему место с другим климатом и погодой, а для этого после дня пути останавливаться на понравившемся месте вдалеке от людей на чистом воздухе на два три дня и посмотреть на его состояние. Может этот лекарь узнал о сущности болезни молодого человека, а может, таким образом, хотел скрыть свое бессилие и уехать. Хан согласился с этим, но с условием, что лекарь будет сопровождать принца. Волей-неволей и лекарю пришлось собраться в путь, но не домой, а в неведомые края. Что бы сыну, не было одиноко в дороге, хан отправил вместе с ним молодую жену, его друзей ровесников и большое количество прислуги. Целый месяц путешествовали, таким образом, сын хана и его сопровождающие. Конечно, месяц походной жизни начал надоедать друзьям и сопровождающим принца, они говорили, что лекарь обманул хана. Этот ропот с каждым новым переходом усиливался. Но молодой человек и слышать не хотел о возвращении. Он - то знал, каково быть вечно больным и твердо решил найти подходящее для своего здоровья место. Он твердо верил в мастерство лекаря, так как знал его по рассказам отца и видел, как во время походной жизни лечит больных. Искал, какие - то растения и варил неизвестные снадобья. После месяца путешествий и связанных с ним разочарований эта группа вступила на земли теперь принадлежащие Гадаринцам. К ночи добрались местечка, которое теперь называется Росдал щоб, а напротив него на другой стороне реки сын хана увидел местность, которая принцу очень понравилась, на небольшой возвышенности находилась чащоба, а впереди нее хвойный лес. На этом месте решено было остановиться на ночлег. Говорят, в эту ночь молодому человеку снились приятные сны, а проснувшись утром и следа не было от вчерашней усталости и дышать стало намного легче. Говорят это было время цветения ели. Пыльца была по всюду. По нашему календарю это середина мая. Кстати, это подтверждает и слова односельчан, когда с низменности приезжают сюда, и целый день работают до изнеможения, то на утро, просыпаются бодрыми и без следа усталости. Проведенные здесь несколько дней показались молодому человеку самыми счастливыми в своей жизни, так как частота и длительность приступов болезни становилось все меньше и меньше. По рассказам старожилов в то время это была местность в центре двух горных цепей, склоны южной стороны были покрыты хвойным лесом, а с северной стороны лесом лиственных деревьев (гьад-липа, ч!ч!вадил ) а в лесу росли дикие плодовые деревья, по средине текла маленькая речушка с прозрачной и чистой водой. В настоящее время на этом месте произошли два кардинальных изменения: на северной стороне появились голые скалы и лиственные деревья сохранились лишь на защищенной от солнца ложбине, а маленькая и тихая в обычные дни речушка пробила огромный каньон, смыв землю до скал. Хвойный лес стал еще гуще. Прекрасный климат и заметное улучшение здоровья подтолкнули молодого человека остаться здесь навсегда. Так - как у хана этого было несколько сыновей, а он был не старший сын, он позволил остаться там и передал ему эти земли. «простые хунзахцы, зная заносчивый и властолюбивый характер ханских детей и родственников, старались не допускать их чрезмерного скопления в Хун¬захе. По рассказам знатоков хунзахской старины, хунзахскии народ требовал от правителей Аварии не оставлять своих младших сыновей в «городе», а расселять их на территории государства как можно дальше «во избежание смут и ссор». Здесь нельзя не упомянуть о том, что названный обычай сыграл положительную роль в усилении позиций общеаварского языка на территории Аваристана.» Айтберов Т. М. Древний Хунзах
Звали молодого человека Гъадир. Он первым велел построить себе дом на том месте, где остановились в первую ночь. Конечно, это был временный дом, на следующий год он начал строить более основательно и со вкусом, а тем кто остался с ним или пришли сюда после велел Гъадир строить дома на противоположной стороне. Причин для этого было несколько: во - первых он не хотел испортить природу той местности, на которой он почувствовал себя полноценным человеком, а это бы случилось в результате хозяйственной деятельности людей. Во вторых противоположная сторона – это солнечная сторона, что немало важно в горных условиях, а в третьих воду для полива легче было проводить именно на северную сторону. Так – же на той стороне находился источник воды достаточный для большего количества людей. Таким образом, многие считают, что Гъадир является основателем села и название произошло от его имени. Со временем, сюда пришли родственники жены Гъадира, его друзья, а так – же люди, которые искали лучшей доли в новых местах, где хан обещал дать собственную землю для ведения хозяйства. По преданиям событие это датируется веком VI нашей эры, то есть приблизительно 1500 лет тому назад. Еще одно обстоятельство : «Правители Ирана Кавад I и особенно его сын Хосров I Ану-ширван (531-579) строят многочисленные укрепления у выхо дов ущелий, образуемых горами Кабк (Кавказа). Ибн-аль-Факих называет даже 360 крепостей, якобы построенных Ануширваном в Прикаспий.» Основными хозяйственными занятиями населения Серира в рассматриваемое время оставалось земледелие и скотоводство. В земледелии четко прослеживается отраслевая и зональная специализация, при которой получает свое дальнейшее развитие полеводство, садоводство и виноградарство. «При создании княжества Сарир и других княжеств на территории современного Дагестана персидские цари в первую очередь создавали малые населенью пункты для защиты горных проходов. Именно таким путем возникли такие селения как Данух и Артлух горного перевала Хариб.»
В правдивости этого рассказа нас убеждают и такие факты: в настоящее время та местность, где впервые остановились путники и был построен дом, называется Ханская низменность. Во вторых Хунзахский хан никогда не брал налоги с Гадаринцев, об этом нам рассказал краевед Курмангаджи из селения Чирката. Чиркатинцы платили налог серой, а у жителей с.Гадари налог не брали. Кстати интересен и рассказ о том, почему именно на этой стороне возникло кладбище, а не на той стороне, где находилось село. Говорят, у Гъадира был воспитатель или как теперь говорят учитель, то есть человек, который находился с ним с детства. Принц так привязался к нему, что каждый день то долгу с ним беседовал и советовался с ним. Это не удивительно, ведь в тяжелые годы его болезни этот человек неотлучно находился у его постели, делал все, что бы он забыл о самой болезни, поэтому стал для принца он ближе отца и матери. К тому времени, когда Гъадир поселился здесь и построил дом, воспитатель был уже в преклонном возрасте (к сожалению, до нас не дошло имя этого человека, который, вероятно, внес свой немалый вклад в то, что бы Гъадир поселился на этом месте). Так вот первым умершим из этой колонии был именно этот воспитатель, поэтому принц велел его похоронить его на своей стороне, не слишком далеко от своего дома, что бы он мог без препятствий ходить к могиле учителя. А так как следующий человек здесь умер лишь через несколько лет, и у Гъадира затянулась рана по умершему воспитателю, он разрешил его похоронить здесь, а впоследствии и создать кладбище.
Лет через 300-400 жители села переселились в место, где сейчас находится с. Гадари Гумбетовского района. В то время и до 12 -13 века гадаринцы были еще язычниками. Об этом говорит нам тот факт, что здесь находилось большое языческое кладбище. То ли в 1993 – то ли в 1994 летом после сильного дождя речка Гадари – тляр изменило направление и его русло пошло в метрах 50-80 от прежнего русла рядом с дорогой в Иццда – хур с западной стороны села Гадари, где расположен трансформатор, и полуразрушенный дом Абдулхалика. При изменении русла речка смыла прибрежные лужайки и целые холмики.
Холмик за домом Абдулхалика и под трансформатором, был как бы прямо срезанный ножом. И очевидцы, жившие тогда в с. Гадари увидели удивительную картину. Хотя большая часть холма была унесена селевым потоком где – то чуть выше середины холма открылось кладбище. На срезе было видно около десяти рядов скелетов, причем в каждой могиле имелось по 3-4 скелета, расположенных друг над другом, через примерно 40-50 см. При этом в первом – самой нижнем ряду скелеты были тёмно-коричневого цвета, во – втором ряду скелеты были коричневатого оттенка, а скелеты 3-4 рядов были белыми. Сами скелеты и кости скелетов были относительно крупными, чем современные люди, рост их составлял как минимум 2м - 2.20м. По словам очевидцев, со временем, под воздействием ветров – дождей и эрозий самой почвы скелеты из могил начали падать вниз, местами прямо в воду речки. При этом скелеты первого ряда рассыпались как пыль – как зола, у скелетов второго ряда почти все кости разламывались на куски, а кости скелетов верхних рядов оставшись целыми. Тогдашнее жители с. Гадари спросили у имама Аргванинской мечети Муртазали – хаджи Якубова, что им сделать с этими костями. Муртазали – хаджи сказал им, чтобы они собрали все, что можно из этих останков и предали земле не в самом кладбище, а где-нибудь рядом с ним, потому что эти останки могут быть останками не мусульман, скорее всего все это было именно так, потому что. При раскопках выяснилось, что могилы были направлены не в сторону Каабы, как мусульмане, а почти в восточном направлении, а может быть по удобству расположения самого холмика, и тогда многие жители с. Гадари, несколько раз собирали и хоронили эти остатки рядом с кладбищем. В1994 году Мухумаева Жавгарат и Гаджиева Умукусум придавали земле эти кости дважды. Нужно сказать, что место это издавна слыло Харимным (табу) местом. В селе имеется предание, что когда Абдулхалик, имевший дом рядом с этим местом начал расширять свой участок, ученый арабист Магомедмирза – хаджи, имевший уровень вали и устаза, сказал Абдулхаку, чтобы он этого не делал. Мол в книгах написано, что у того, кто будет использовать для себя Харимные земли, у того род прекратит свое существование, но он его не послушался. И действительно род Абдулхака прекратил свое существование. Есть вероятность, того, что кладбище перенесли в связи с принятием мусульманства. И то, что воспоминание о кладбище, более позднем, чем в Росдал щобе, говорит о сильном противостоянии мусульман и язычников. Победа мусульман и предопределило такое плачевное положение кладбища, то есть его полное забвение. Вероятно, язычников хоронили в каменных мешках, о чем пишут Анучин 1882г. и Исаков 1956г. Когда они главенствовали в селе мусульман хоронили на другой стороне речки, а когда мусульман стало больше забросили языческое кладбище. И лишь в 14 веке в наше село переселились три семьи из с.Эмельта, а не все село как написано в Аргванинской истории. Источники и сказания разорение этого селения связывают с конфликтом с соседними селами. В них говорится, что Эмельтинцы были людьми скверного характера. Нападали на соседей, крали у них скот, травили их урожай, избивали соседей, если они были в меньшинстве. Ночью, говорят, они засыпали улицы села золой, а когда находили, что кто-то ходил поздно по улице, то находили этого человека по следам и избивали его. Они объясняли это тем, что с хорошими намерениями человек не будет ходить по селу поздним вечером. Они избивали его, даже если этот человек являлся гостем. При этом они все уже были мусульманами.
А вот, что пишет о гадаринцах Муса Раулов, более пятнадцати лет, руководивший Гумбетовским районом в своей книге: «Гадари относится к числу самых красивейших населенных пунктов Гумбетовского района. Расположено оно между селами Чирката и Аргвани, а за горой, что высится над селом, находится селение Данух. На горе, что стоит перед селом, находится сосновый бор, густой, вечнозеленый, а также большое плато, где жители разводят свои сады и огороды. Это место очень подходит для санатория - чистый, горный воздух, много солнца. Сюда приезжают больные, кому трудно дышать. Раньше в этом месте, разбивали районный пионерский лагерь.И люди в с. Гадари живут необыкновенно хорошие - благородные, красивые, умеющие ладить с людьми, гостеприимные. Разговаривают только с улыбкой на лице, щедрые, не допускающие подлости, нечестности, хранящие верность дружбе, братству, совестливые и очень доверчивые. Готовые выполнить любое поручение гостя сельчанина».
Тестовый модуль
Кроме информативной функции сайт призван выполнять и другие задачи: форма обратной связи позволит вам обратиться к главе администрации поселения с возникшими вопросами, пожеланиями, просьбами; график приема граждан будет извещать о времени приема граждан администрацией. Также здесь вы найдете информацию о регламенте обращения граждан в администрацию, об административном регламенте, о постановлениях.